Забота о здоровье детей является одним из приоритетных направлений деятельности школы, поскольку лишь здоровые дети смогут полученные знания использовать в своей трудовой деятельности.
Задача повышения качества образования, поставленная перед современной школой, неразрывно связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Организация охраны здоровья учеников
Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
• факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательным учреждением (их часто называют «внутришкольными»);
• все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают такие бытовые факторы как:
• шум;
• освещенность;
• воздушная среда;
• размер помещений, кубатура;
• дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы);
• используемые стройматериалы, краска;
• мебель: размеры, размещение в помещении;
• видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры;
• пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
• качество питьевой воды;
• экологическое состояние прилегающей территории;
• состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от учителей и администрации школы):
• объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
• расписание занятий, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
• организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
• объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
• особенности уклада и норм жизни школы;
• медицинское и психологическое обеспечение образовательного процесса;
• участие родителей учащихся в жизни школы;
• психологический климат педагогического коллектива;
• наличие либо отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
• позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога):
• психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
• стиль педагогического общения педагога с обучающимися;
• характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
• степень реализации педагогом индивидуального подхода к обучающимся (особенно группы риска);
• соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
• степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений, учащихся во время пребывания в школе;
• личные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений;
• состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
• обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
• степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;
• профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Медицинский работник выполняет следующий объем работы:
Охрана здоровья учащихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет.
Медицинское обслуживание в школе осуществляется медицинской сестрой школы, организующей свою деятельность совместно с врачом - педиатором ГКБ №8 имени Однопозова И.Б. Медицинская сестра постоянно находится в школе во время занятий.
Медицинский работник в школе выполняет следующий объем работы по плану:
- Организационная;
- Лечебно-профилактическая;
- Санитарно-противоэпидемическая;
- Санитарно-просветительская;
- Контроль питания в школьной столовой.
Основной задачей медицинских работников является контроль за здоровьем и развитием учащихся, проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья. Для оказания первой медпомощи медицинский кабинет укомплектован всеми необходимыми.
Температурный режим
Температура помещений школы
Помещение | Значение, °С |
---|---|
Учебные классы | 18 - 24 |
Актовый зал | 18 - 24 |
Спортивный зал | 17 - 20 |
Столовая | 18 - 24 |
В целях предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье детей, в школе соблюдается температурный режим.
Помещения школы оборудованы системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. При установке ограждений отопительных приборов используются безвредные для здоровья детей материалы.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4°C.
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей в учебных помещениях и кабинетах школы осуществляется с помощью бытовых термометров.
Температурный режим для ограничения посещения школы
Температура | Скорость ветра | Занятия отменяются в классах |
---|---|---|
- 25 | 1-4 м/с | 1-4 |
- 25-26 | без ветра | 1-4 |
- 25 | более 5 м/с | 1-7 |
- 26-27 | 1-4м/с | 1-7 |
- 28-29 | без ветра | 1-7 |
- 26-27 | более 5 м/с | 1-9 |
- 28-29 | 1-4м/с | 1-9 |
- 30 | без ветра | 1-9 |
- 28-29 | более 5 м/с | 1-11 |
- 30 | 1-4м/с | 1-11 |
- 31 и ниже | без ветра | 1-11 |